8-800-500-97-95

Социологический опрос

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Социологический опрос – метод изучения мнений населения, потребителей и специалистов, который активно используется в разрешении гражданских и административных споров. Например, еще в 2000 году Госстроем РФ были приняты «Методические рекомендации по разработке порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений». Эти рекомендации, в том числе, описывают порядок проведения социологических опросов для принятия решений по градостроительству. ГОСТ Р 53574-2009 «Оценка раздражающего действия шума посредством социологических и социально-акустических обследований» устанавливает правила, по которым должно измеряться влияние таких объектов как аэропорты, железные дороги и автострады.

Для защиты интеллектуальной собственности социологические исследования стали интенсивно применяться на основании Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, которые рекомендовали использовать результаты опросов в качестве доказательства знакомства потребителей с торговой маркой (пункт 2.2. Правил). В судебную практику опросы потребителей вошли особенно прочно после Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 3691/06, в котором решение о сходстве до степени смешения было обосновано, в том числе, ссылкой на данные социологов.

В зависимости от задач экспертизы, нашей лабораторией используются следующие основные виды опросов.
Описательные – проводятся по представительным выборкам, позволяющим делать выводы в целом о потребителях товаров или услуг определенного вида. Типичный образец описательных опросов – определение уровня известности товарных знаков.
Аналитические – представляют собой углубленный вид социологического анализа, требующий не только представительных выборок, но и применения специальных моделей, позволяющих установить факты, которые не поддаются прямому наблюдению. Например, ответить на вопрос о том, какая компенсация добросовестному правообладателю была бы соразмерной его потерям, понесенным в результате присутствия на рынке обозначений, сходных до степени смешения с его товарным знаком.
Мониторинговые – регулярно повторяющиеся по стандартизированной выборке и со стандартизированным инструментарием представительные опросы. Мониторинг, проводимый нашей лабораторией, позволяет заказчикам существенно сэкономить, а также приобрести уже готовые данные . Поскольку результаты мониторинговых опросов содержат надежную информацию о мнении потребителей по состоянию в прошлом, они могут быть особенно полезны для доказательства ретроспективной общеизвестности, приобретения обозначением различительной способности в результате интенсивного использования, и определении приоритета введения обозначения в оборот.
Пилотажные – позволяют проверить, насколько хорошо работают анкетные вопросы, и какую информацию они позволяют получить, не используя дорогостоящую представительную выборку. Проведение пилотажного исследования проходит по упрощенной программе для проверки выдвинутых заказчиком предположений, охватывает небольшое количество анкетируемых (50-100 человек) и позволяет оперативно собрать данные. На основе его результатов легче принять решение о необходимости дальнейшего исследования на представительной совокупности потребителей.

Примеры использования опросов:
Общеизвестность: дела о признании общеизвестными в России товарных знаков NIKON, VOGUE, «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ».
Сходство до степени смешения: сохранение права на товарный знак «Как коровка языком слизала» вследствие отсутствия сходства.
Недобросовестная конкуренция: спор о дизайне пресервов с участием крупных производителей «Раптика» и «Русское море».
Различительная способность: отмена запрета на регистрацию товарного знака «ИФ» или подтверждение наличия различительной способности обозначения «Раффаэлло».
Соответствие рекламы законодательству: «Нестле Россия» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с претензией к рекламе детского питания Hipp.

Проведение социологических исследований может быть полезно в других случаях, не описанных здесь. Также Лаборатория социологической экспертизы предлагает бесплатные услуги.

Для получения подробной информации об организации и проведении социологических исследований или для заказа социологического исследования
вы можете связаться с нами по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел)
или по электронной почте info@socexpertiza.ru с темой письма «заказать социологическое исследование».



Мы используем файлы cookies для улучшения работы портала ЛСЭ ИС ФНИСЦ РАН и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, Вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies портала ЛСЭ ИС ФНИСЦ РАН и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера