Под защитой товарного знака принято понимать действия по охране обозначения от нарушений, к числу которых относят незаконное использование чужого обозначения (чаще всего оно тождественно, сходно или вводит в заблуждение, но возможны и др. варианты) для маркирования однородных товаров и услуг с целью получения прибыли.Защита прав на товарный знак может осуществляться до, после или во время регистрации. Под защитой товарного знака понимаются действия по охране обозначения от нарушений
Существует несколько способов защиты интеллектуальной собственности. Первый – превентивный – состоит в регистрации товарного знака и/или получении статуса общеизвестного товарного знака. По сложившейся практике упаковки, этикетки, отдельные элементы, цвета и прочее лучше регистрировать как товарный знак, но и остальные варианты (полезные модели и другие) обеспечивают защиту, хотя и в меньшей степени. В таком случае владелец подтверждает приоритет обозначения и получает возможность более успешно защищать товарный знак в Роспатенте, ФИПС и судах всех уровней. Кроме того, владелец проводит постоянный мониторинг регистрирующихся знаков и заявок (раз в 0,5-1 года) с целью выявления сходных обозначений.
Второй — так называемая «зонтичная защита» — регистрация товарного знака в широких группах товаров с последующей передачей лицензий другим компаниям. При таком варианте правообладатель страхует себя от появления схожих товарных знаков в разнородных группах товаров.
Следующий способ защиты интеллектуальной собственности – досудебное урегулирование споров. Владелец обозначения, упаковки или этикетки обращается с претензией к нарушителю прав. Нередко обеим сторонам удается договориться и избежать трат на разбирательства.
Четвертый способ – правовая охрана интеллектуальной собственности: гражданско-правовое и уголовное или административное вмешательство. Оно требуется в случаях, если правообладатель столкнулся со сходным до степени смешения товарным знаком, недобросовестной конкуренцией, контрафактом, введением потребителей в заблуждение, нарушением закона «О рекламе», необходимостью доказать приоритет обозначения или его использование. И урегулировать нарушение по обоюдному согласию не удалось.
При любом способе защиты прав на товарный знак правообладателю потребуются доказательства. Один из широко используемых в последнее время способов отстоять свою позицию – это представить результаты социологического опроса, то есть мнения потребителей. Как показывают результаты нашего аналитического отчета, вероятность положительного исхода дела возрастает до 71%, если участник разбирательства представил данные социологического исследования, проведенного одним из лидеров рынка социологических услуг.
Мы регулярно отслеживаем современную юридическую практику применения социологических исследований в России, ведем активную научную работу, проводим консультации с государственными органами, ответственными за принятие правовых решений. К нашей помощи чаще всего прибегают в сложных и запутанных делах.
Среди сотен приведенных примеров нашей практики вы, вероятнее всего, найдете те, которые похожи на ситуацию, с которой вы столкнулись. Поиск осуществляется по ключевому слову.