8-800-500-97-95

Общеизвестный товарный знак

Общеизвестный товарный знак – это обозначение, которое приобрело популярность у потребителей и отличается от «классических» товарных знаков способом получения особого статуса, некоторыми аспектами правовой охраны и бессрочным периодом действия.

Сегодня в России насчитывается чуть более 200 общеизвестных товарных знаков. Согласно Гражданскому кодексу, общеизвестным признается товарный знак, который в результате интенсивного использования стал широко известен в Российской Федерации среди потребителей (ст. 1508 ГК РФ).

Вы можете воспользоваться бесплатной проверкой уровня известности товарного знака, чтобы оценить возможность регистрации вашего товарного знака как общеизвестного.

Особая правовая защищенность

Этот статус дает два основных преимущества: право на общеизвестный товарный знак действует бессрочно и охрана распространяется также на неоднородные товары, если использование другим лицом этого товарного знака будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак и может ущемить законные интересы последнего. Кроме того, приоритет на общеизвестный товарный знак можно установить ранее даты выдачи Свидетельства. Также общеизвестными могут быть признаны обозначения, которые длительное время используются в качестве товарных знаков, но не имеют правовой охраны на территории России.

Защита общеизвестных товарных знаков в России основывается на нормах национальных законодательных актов (Гражданский кодекс, часть 4; нормативные документы Роспатента), а также положениях международных договоров (Конвенция по охране промышленной собственности (ст. 6.bis), Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности — TRIPS).

Порядок получения статуса

Порядок проведения процедуры предоставления правовой охраны общеизвестному товарному знаку изложен в Правилах признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, утвержденных Приказом Роспатента от 17 марта 2000 г. № 38. Процедура включает следующие этапы:

1.Подача заявления в Роспатент (сведения, документально подтверждающие общеизвестность товарного знака и уплата пошлины в размере 30 000 руб.).
2.Формальная проверка, уведомление правообладателя о принятии заявления к рассмотрению.
3.Рассмотрение на заседании Экспертной комиссии без участия заявителя.
4.Принятие решения Роспатента на основании Заключения Экспертной комиссии
5.Внесение сведений в Перечень общеизвестных в Российской Федерации общеизвестных товарных знаков.
6.Выдача свидетельства на общеизвестный товарный знак.
7.Публикация сведений в официальном бюллетене.

Предоставление доказательств

Несмотря на кажущуюся легкость, данная процедура непроста: исходя из сведений Годового отчета Роспатента, около 40% заявок на признание товарного знака общеизвестным остаются без удовлетворения. Чаще всего причина кроется в том, что предоставлено недостаточно доказательств или у комиссии возникают сомнения в их объективности. Ниже приведен список обязательных материалов, сопровождающих заявление (информация составлена на основе доклада Л.Л. Кирий, заместителя руководителя Роспатента).

Сведения, подтверждающие интенсивное использование товарного знака:
— дата начала использования товарного знака;
— перечень населенных пунктов, где производилась реализация товаров;
— объем реализации этих товаров;
— способы использования товарного знака;
— среднегодовое количество потребителей товара;
— положение изготовителя на рынке в определенном секторе экономики.

Кроме того, важно дать сведения, подтверждающие общеизвестность товарного знака:
— интенсивность использования знака, в частности, на территории Российской Федерации;
— информация о странах, в которых знак приобрел широкую известность;
— данные о произведенных затратах на рекламу знака;
— расчеты стоимости (ценности) знака;
— результаты опроса потребителей.

Результаты опроса потребителей являются одним из ключевых доказательств. Сбор данных по общественному мнению должен соответствовать «Рекомендациям по проведению опроса потребителей товаров по вопросу общеизвестности товарного знака в Российской Федерации» утверждены приказом Роспатента от 1 июня 2001 года №74.

Рекомендации включают следующие обязательные пункты:
— проведение опросов независимой организацией, специализирующейся на социологических исследованиях;
— охват не менее шести населенных пунктов России, включая такие деловые центры, как Москва и Санкт-Петербург;
— опрос не менее 500 респондентов в каких-либо двух населенных пунктах и не менее 125 в каждом из последующих;
— использование мнения непрофессионалов (простых потребителей) для товаров широкого потребления и мнения специалистов для товаров производственно-технического назначения.

В ходе опроса у опрашиваемых лиц необходимо получить ответы на вопросы:
— известен ли опрашиваемому лицу представленный товарный знак;
— кто является правообладателем товарного знака или изготовителем;
— с какого времени известен товарный знак;
— из какого источника информации получены сведения о товарном знаке.

Преимущества регистрации товарного знака как общеизвестного

Данные исследований, результаты которых Лаборатория социологической экспертизы предоставляет по запросу, показывают, что после получения статуса общеизвестного товарного знака наступает:

1.Защита во всех классах МКТУ с возможностью ретроспективы.
2.Получение денежной компенсации или возможности прекращения защиты оспариваемого обозначения при победе общеизвестного товарного знака.
3.Снижение издержек и рисков, связанных с регулярным продлением прав, рестайлингом, ребрендингом слиянием или поглощением компаний.
4.Увеличение количества решений, вынесенных в пользу общеизвестных знаков, в два раза по сравнению с остальными.
5.Уменьшения количества подделок и, как следствие, рост продаж.
6.Повышение стоимости компании при продаже.
7.Появление pr-повода для освещения его в СМИ.

Если коротко подытожить, то привилегированный статус общеизвестного товарного знака окупит затраты на его получение. Ведь помимо расширенной правовой охраны правообладатель повышает имидж бренда, который с изменением статуса ассоциируется у потребителей с надежностью и долговременностью.

Если вы хотите зарегистрировать товарный знак как общеизвестный,
можете связаться с нами по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).