Социологическая экспертиза объектов интеллектуальной собственности: проблема анонимности
Данная статья обосновывает один из ключевых принципов социологической экспертизы — анонимность респондента. Ссылаясь на общепринятые в мировом социологическом сообществе нормы проведения исследования, автор отвечает на вопрос: как при соблюдении полной анонимности респондентов полученные данные можно считать весомым доказательством, которое можно использовать в суде.
Чтобы выяснить, какая социологическая экспертиза эффективна в вашем случае, предлагаем воспользоваться бесплатными услугами.
В настоящее время социологическая экспертиза объектов интеллектуальной собственности достаточно широко распространена как в практике арбитражных судов, так и в практике Роспатента и Федеральной антимонопольной службы. В задачи экспертизы, для которых могут быть использованы результаты социологических исследований, входят: измерение уровня известности обозначений и товарных знаков (в том числе их общеизвестности), установление различительной способности обозначений, сходства обозначений и товарных знаков (в том числе сходства до степени смешения), определение наличия или отсутствия введения потребителей в заблуждение относительно производителя и качества товаров и услуг, соответствия обозначений общественным интересам и нравственным нормам и другие аналогичные вопросы. Использование социологической экспертизы в этих задачах основано на том, что наиболее показательным способом установления фактов во всех приведенных примерах является опрос самих потребителей. Если выводы опираются на их мнение, выраженное непосредственно.
Однако использование результатов социологической экспертизы сопряжено с трудностью, которая состоит в том, что социологи обеспечивают анонимность своих респондентов. Если бы это обстоятельство отсутствовало, результаты социологического опроса можно было бы рассматривать как своего рода массовые свидетельские показания. Но соблюдение анонимности создает ситуацию, которую можно интерпретировать как «пересказ мнений неизвестных лиц». На первый взгляд, это обстоятельство может ослабить статус социологических исследований как доказательств. И на ранних этапах развития опросов, именно исходя из аргумента «пересказа мнений неизвестных лиц», социологическая экспертиза с сомнением воспринималась в американских судах [1, p. 59-70].
В данной статье мы покажем, во-первых, почему социологическая экспертиза не может обойтись без обеспечения анонимности респондентов. Во-вторых, почему такая анонимность не ослабляет статус выводов социологического исследования как доказательств. И, в-третьих, каким образом можно установить силу такого рода доказательств без нарушения принципа анонимности.
Максимально возможное соблюдение анонимности респондентов — общепринятая практика социологических опросов и исследований рынка, закрепленная в официальных документах всех основных профессиональных ассоциаций и объединений, как российских, так и международных.
Профессиональный кодекс социолога, принятый VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации в марте 1987 г., гласит: «Во взаимоотношениях с респондентами социолог будет строго соблюдать гарантии конфиденциальности, неразглашения сообщенных респондентами сведений» (пункт V, часть 1) [2]. Аналогичное положение включено в пункт 2.3.2. Этического кодекса Международной социологической ассоциации: «Безопасность, анонимность и неприкосновенность частной жизни участников исследований и информантов должны строго соблюдаться как в количественных, так и в качественных исследованиях» [3]. Той же позиции придерживается Европейское общество по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям (ESOMAR). Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований содержит следующие нормы: «Исследователи не должны передавать клиенту личные данные респондентов» (статья 7, пункт «с», часть 2); «Исследователи должны обеспечить все необходимые меры безопасности для защиты от несанкционированного доступа к личным данным респондентов, а также для защиты от каких- либо махинаций с ними или их разглашения» (пункт «d») [4]. Об этом же говорит Кодекс российского Объединения исследователей рынка и общественного мнения: «Анонимность Респондента должна быть строго защищена» (пункт 4.9.2.) [5].
Однозначная и жесткая позиция социологических объединений имеет под собой сразу два типа профессиональных оснований. Во-первых, это методические принципы проведения надежных и достоверных исследований, во-вторых — этические принципы социологии как отрасли научного знания, имеющей дело с людьми. Но с 2006 г. к ним добавилось и правовое основание в виде закона Российской Федерации «О персональных данных».
Федеральным законом «О персональных данных» установлено, что обработка (в том числе передача) персональных данных должна производиться только с разрешения субъекта персональных данных (статья 6, пункт 1). Получение такого разрешения в надлежащем порядке в ходе массового опроса технически невозможно, так как оно неизбежно вызовет массовый отказ от участия в опросе, что сделает его результаты нерепрезентативными (а сам опрос бессмысленным) [6, с. 379-383]. В связи с этим законом предусмотрена возможность обработки персональных данных без обязательного согласия их субъекта, если такая обработка «осуществляется для статистических или иных научных целей при условии обязательного обезличивания персональных данных» (статья 6, пункт 1, часть 3). На основе этого положения, полностью согласующегося с изложенными выше профессиональными и этическими стандартами, в настоящее время осуществляются социологические опросы в Российской Федерации.
Методические основания обезличивания данных и соблюдения их анонимности состоят, во-первых, в том, что гарантия анонимности, предоставляемая респондентам, служит важным фактором получения достоверных ответов, причем это касается не только деликатных тем, но и любых самых обычных вопросов, поставленных перед респондентом [7, с. 131-132]. «Когда исследуемые лица убеждены, что сведения, которые они дают, сохраняются в тайне, они говорят откровенно, проникаются доверием к исследованию» [8, с. 228]. Кроме того, снижается доля отказов от участия в опросе, что повышает качество выборки и, следовательно, достоверность результатов [9, p. 62]. Во-вторых, немаловажным обстоятельством является отношение общества в целом к социологическим опросам. Для того чтобы была возможна их организация с учетом всех методических требований, необходима достаточно широкая готовность граждан к участию в опросах. В противном случае выборочные процедуры окажутся несостоятельными или дающими слишком большую погрешность. Поэтому нарушение общепринятой на сегодняшний день практики соблюдения анонимности рано или поздно приведет к невозможности проведения достоверных социологических опросов.
В основе этических принципов соблюдения анонимности респондентов лежит соображение о недопустимости превращения участников социологического исследования в объекты преднамеренной или непреднамеренной манипуляции. Оно распространяется как на социально-политические опросы, так и на исследования рынков. Разглашение информации о респондентах, принявших участие в политических опросах, может сделать их объектом целенаправленной пропаганды или даже преследования (например, со стороны экстремистски настроенных сил). Нарушение же анонимности в исследованиях рынка грозит применением к респондентам манипулятивных техник продаж. Именно поэтому кодекс ICC/ESOMAR запрещает передачу личных данных респондентов даже клиентам — заказчикам исследования. Но главным основанием для максимальных усилий по соблюдению анонимности является гарантия конфиденциальности данных, даваемая респонденту со стороны организаторов опроса. Граждане соглашаются участвовать в социологических исследованиях на определенных условиях, которые им предлагаются, и нарушение этих условий будет означать грубое отступление социологов от общепринятых норм профессиональной этики.
Таким образом, анонимность респондентов является необходимой составляющей практически любого социологического опроса, в том числе проводимого с целью экспертизы объектов интеллектуальной собственности. Но если лица, принимающие решения, или одна из сторон спора не могут лично обратиться к респондентам, на чем может быть основано доверие к данным социологической экспертизы? Это доверие может быть основано на том простом факте, что социология, как и физика, химия, биология и многие другие дисциплины, является наукой, и имеет свои научные механизмы регуляции знания. К ним относятся: научный метод, система научных степеней, система регистрации научных достижений через публикации, институт научной репутации. Если в каком-либо юридическом споре используется физическая, химическая, биологическая или другая научная экспертиза, ее результаты не ставятся под сомнение на основании того, что одна из сторон или лица, принимающие решения, не могут лично повторить физические, химические или биологические опыты. Эксперт выступает как носитель специального знания и навыков, воплощенных в используемых им методах. Основу его статуса как эксперта составляет его научная репутация, научные достижения и научные степени. Социолог, проводящий исследование объекта интеллектуальной собственности, выступает в той же самой роли. Вместо химических и физических методов он использует методы социологии — выборочный опрос, статистический анализ данных и т.п. Неспособность повторить этот опрос также не является аргументов против выводов эксперта, как и неспособность повторить физический эксперимент. Это, правда не означает непогрешимости научной экспертизы. Она может быть оспорена, но только на основе другого экспертного мнения, компетентного в равной или большей степени.
Таким образом, критерием для признания доказательности социологической экспертизы должна быть оценка компетентности ее исполнителя. Квалифицированный эксперт является носителем специальных знаний, которые он использует для ответа на поставленные перед ним вопросы. И если, исходя из своих знаний, он полагается в выводах на данных конкретного социологического исследования, то подвергать эти данные сомнению можно тоже только на основании мнения экспертов. В таком случае, проблема анонимности снимается, поскольку непосредственное обращение к респондентам не является необходимым для экспертной оценки качества проведенного исследования. Если компетентность эксперта не ставится под сомнение, то именно она является основой для использования выводов в качестве доказательств, а представление об опросе как о массовых свидетельских показаниях перестает играть роль. Опрос в этом случае правильно интерпретировать как специальный исследовательский метод, результаты которого не могут быть воспроизведены или опровергнуты без специальной профессиональной подготовки.
Оценка компетентности исполнителя социологической экспертизы осуществляется, исходя из общей логики установления профессиональной пригодности. Для этого могут быть использованы следующие вопросы:
1) специализируется ли исполнитель экспертизы на социологических исследованиях;
2) имеет ли исполнитель достаточный опыт проведения экспертиз;
3) обладает ли исполнитель достаточными знаниями и навыками в области проведения социологической экспертизы, владеет ли он необходимыми методиками, в том числе обладает ли он квалификацией в области исследований именно объектов интеллектуальной собственности;
4) имеется ли у исполнителя научный статус — ученые степени, публикации по теме социологической экспертизы, научные достижения в этой области;
5) следует ли исполнитель каким-либо ясно обозначенным стандартам качества социологических исследований.
Положительный ответ на поставленные вопросы дает достаточно надежные основания для того, чтобы использовать суждения эксперта в качестве доказательства.
Ссылки:
1. Morgan F.W. Judicial Standards for Survey Research: An Update and Guidelines // Journal of Marketing. 1990. № 1. P. 59-70.
2. Профессиональный кодекс социолога. URL: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=73 (дата обращения: 26.10.2012).
3. Code of Ethics. URL: http://www.isa-sociology.org/about/isa_code_of_ethics.htm (дата обращения: 26.10.2012).
4. Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований. URL: http://www.esomar.org/uploads/public/knowledge-and-standards/codes-and-guidelines/ICCESOMAR_Code_Russian_.pdf (дата обращения: 26.10.2012).
5. Объединение исследователей рынка и общественного мнения. Кодекс партнерства. URL: http://www.oirom.ru/code.php (дата обращения: 26.10.2012).
6. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М., 1976.
7. Шляпентох В.Э. Проблемы достоверности статистической информации в социологических исследованиях. М., 1973.
8. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. М., 1975.
9. De Vaus D. A. Surveys in social research. London, 2002.
Оригинал статьи: Батыков И. В. Социологическая экспертиза объектов интеллектуальной собственности: проблема анонимности // Теория и практика общественного развития. 2012. №12. С. 569-572.
См. Проблема анонимности.
Чтобы получить подробную информацию о социологической экспертизе средств индивидуализации или заказать исследование,
позвоните по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).