8-800-500-97-95

Планирование социологической экспертизы средств индивидуализации

Статья представляет собой практическую рекомендацию по планированию социологической экспертизы. Автор поэтапно разбирает весь процесс планирования экспертизы, уделяет внимание наиболее важным вопросам, влияющим на качество конечного результата. Следуя данному руководству, заказчик может снизить риски непонимания исполнителем поставленной задачи.

Чтобы выяснить, какая социологическая экспертиза применима в вашем случае, предлагаем воспользоваться бесплатными услугами.

Введение

На сегодняшний день социологическая экспертиза средств индивидуализации (обозначений и признаков, служащих для потребителей критериями различения и выбора товаров и услуг, например, товарных знаков) приобрела широкое распространение в практике принятия решений различных государственных структур — арбитражных судов, Роспатента, Федеральной антимонопольной службы. Она получила существенную поддержку благодаря постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда, который сослался на данные социологов как на свидетельство того, что существует сходство до степени смешения между товарными знаками со словесными обозначениями LIVIA и NIVEA [1]. Тем самым была фактически установлена допустимость использования результатов социологических исследований в качестве доказательств в спорах о средствах индивидуализации. Россия в этом отношении присоединилась к таким странам как США, Италия, Великобритания, Германия, Австралия и целому ряду других развитых государств, в которых данные массовых опросов активно используются для разрешения конфликтов в области интеллектуальной собственности [2, с. 1373 — 1405].

В задачи экспертизы средств индивидуализации, для которых могут быть использованы результаты социологических исследований, входят: измерение уровня известности обозначений и товарных знаков (в том числе их общеизвестности), установление различительной способности обозначений, сходства обозначений и товарных знаков (в том числе сходства до степени смешения), определение наличия или отсутствия введения потребителей в заблуждение относительно производителя и качества товаров и услуг, соответствия обозначений общественным интересам и нравственным нормам, и другие аналогичные вопросы. Наиболее часто они решаются с помощью популярного и проверенного метода — массового опроса потребителей, который позволяет получать статистически достоверную информацию о рынке, настроениях покупателей, их реакции на различные изображения, тексты и другие средства, используемые для обозначения товаров и услуг [3]. Настоящая статья посвящена изложению процесса планирования такого рода опросов, позволяющему добиться качественных, достоверных и надежных результатов экспертизы. Выдвигаемые рекомендации основаны на следующих документах, регламентирующих порядок проведения социологических исследований и подготовку к ним:

1) Стандарт ISO 20252:2006 «Исследование рынка, общественного мнения и социальных проблем. Словарь и сервисные требования». Введен в действие Международной организацией по стандартизации 01.04.2006. Вторая редакция ISO 20252:2012 вступила в силу 22.05.2012.

2) Профессиональный кодекс социолога. Принят VI Всесоюзной конференцией Советской социологической ассоциации 1987 года.

3) Этический кодекс Международной социологической ассоциации. Принят Исполнительным комитетом Международной социологической ассоциации на ежегодном собрании 2001 года.

4) Международный кодекс ICC/ESOMAR по практике проведения маркетинговых и социальных исследований. В редакции от 01.01.2008.

5) Как заказывать исследования. Сборник руководств, подготовленных Объединением исследователей рынка и общественного мнения (ОИРОМ) на основе «Принципов и руководства по практике международных исследований Европейского общества по опросам общественного мнения и маркетинговым исследованиям».

1. Подготовка запроса

Социологические исследования, предназначенные для проведения экспертизы средств индивидуализации, могут иметь разный формат. Возможна ситуация, при которой исполнитель ограничивается строго формализованными методиками, решая четко поставленные заказчиком задачи, но также возможно и ожидание заказчиком максимума возможной помощи от эксперта, в том числе в постановке задач исследования и прояснении потребностей заказчика. Эти две ситуации формируют полюса на шкале потребностей исполнителя в информации: в случае, когда исполнитель ограничивается формализованной реализацией запроса заказчика, потребности будут сравнительно небольшими, а в случае глубокого вовлечения экспертов в процесс постановки задач, потребности будут весьма велики. Однако, при прочих равных условиях, вероятность успешно и эффективно выполненной экспертизы будет тем выше, чем более полной информацией располагает исполнитель. Поэтому первым шагом в планировании социологического исследования должна быть подготовка информационного письма для экспертов, в котором были бы максимально полно отражены обстоятельства дела и приведены ссылки на уже существующие в его рамках документы (либо выдержки из них), такие как решения судов, ФАС или Роспатента, заявления, возражения или иски сторон и т.п.
Это письмо может и должно использоваться в составе запроса на проведение экспертизы, направляемого выбранному заказчиком исполнителю.

В общем случае, для получения адекватного предложения заказчик должен предоставить эксперту следующие данные:
а) описание задачи, которую необходимо решить на основе экспертизы, в том числе решения, которые будут приняты по ее результатам;
6) цели экспертизы и представления заказчика о необходимой ему информации, включая необходимый уровень точности результатов опроса, разъяснение того, каким образом, полученная с помощью экспертизы информация, может применяться, чтобы принять конкретные решения, то есть «критерий для принятия решений», уточнение, ожидается ли от эксперта разработка рекомендаций по результатам исследования;
в) вся доступная информация, которая может быть полезна для разработки эффективного плана экспертизы, включая определение всех целевых групп, их предполагаемые размеры и характеристики, имеющиеся ресурсы и т.п.;
г) все ограничения и требования, которые могут оказать влияние на дизайн экспертизы, к примеру, сроки, наличие образцов товара для тестирования и т.п.

Указанные аспекты, как правило, освещаются в письменной форме в виде запроса на выполнение экспертизы, который направляется эксперту заказчиком. Мы рекомендуем в письменный запрос для экспертов включать следующую информацию:
1) все обозначения, изображения, фотографии упаковок и другие материалы, по которым планируется проведение экспертизы, в как можно более высоком качестве;
2) четко сформулированный вопрос, который планируется поставить перед экспертами, например: «Существует ли сходство до степени смешения между обозначениями Х и У?» — этот вопрос может быть уточнен в ходе обсуждения с экспертами, но для планирования исследования важно понимать, как его видит заказчик;
3) целевая группа потребителей, на которую необходимо будет распространять выводы экспертизы, как правило, она описывается в терминах международной классификации товаров и услуг (МКТУ);
4) если экспертиза предполагает ретроспективные вопросы (т.е. выводы о состоянии рынка в прошлом), необходимо точно указать даты, по которым должны быть получены ответы;
5) какую практическую задачу заказчик хочет решить с помощью социологической экспертизы, например: «Аннулировать регистрацию товарного знака Х, принадлежащего конкурентам и незаконно зарегистрированного»;
6) гипотезы заказчика относительно возможных результатов экспертизы — никто не знает рынок лучше, чем его непосредственные участники, и высказывание предварительных гипотез о нем может помочь социологам в разработке объективной и точной методики;
7) сроки экспертизы — как желательные, так и максимально возможные;
8) примерные рамки бюджета экспертизы.

Получив всю приведенную информацию, профессиональные социологи смогут разработать такую методику, которая будет как можно более объективной, точной и надежной, и, одновременно, доступной с точки зрения имеющихся финансовых и временных ресурсов. Распространенная ошибка при планировании экспертизы заказчиком — попытка скрыть от исследователей приемлемые рамки бюджета. Эта ошибка основана на простой житейской логике, которая подсказывает, что, если сообщить продавцу товара максимально возможную цену, именно она и будет назначена. Однако в случае с социологической экспертизой ситуация принципиально иная. Во-первых, заказчик может достаточно легко проконтролировать обоснованность устанавливаемых цен, так как рынок социологических исследований прозрачнее многих других. Например, существует постоянный мониторинг стоимости полевых работ, проводимый Ассоциацией региональных социологических центров «Группа 7/89» и публикуемый в открытом доступе [4]. Во-вторых, ресурсы, выделенные на экспертизу, влияют на ее качество, надежность и достоверность. Например, чем больше выборка социологического опроса, тем, при прочих равных условиях, выше точность получаемых с его помощью данных. Задача профессиональных социологов состоит в том, чтобы предложить такую методику исследования, которая при имеющихся ресурсах давала бы максимальный результат. Но чтобы эффективно решать эту задачу, требуется как можно более полная информация, ответственность за предоставление которой лежит на заказчике.

Эксперт, со своей стороны, перед тем, как предоставлять заказчику развернутое предложение по выполнению социологического исследования, должен быть уверен в получении всей необходимой информации из всех источников, которые могут включать в себя, помимо информационного письма с запросом на экспертизу, сообщения средств массовой информации, базы данных решений арбитража, антимонопольных органов и Роспатента, сведения из государственных реестров и т.п.

В первую очередь, сбор всей информации полезен для того, чтобы принять решение о том, действительно ли существует потребность в проведении экспертизы. В некоторых случаях социологическая экспертиза может оказаться излишней или неэффективной, и одна из задач, встающих перед добросовестными специалистами, — предупредить об этом заказчика. В дальнейшем собранная информация послужит для оптимизации решения задач в рамках имеющихся ресурсов.

Ответственность за проведение экспертизы в окончательно согласованном виде, которое приведет к получению всех необходимых данных, а также за возможность использования полученной информации в практике заказчика, совместно несут и заказчик и эксперт. Именно из-за этого в большинстве ситуаций перед разработкой дизайна экспертизы необходимо совместно обсудить сам запрос на ее выполнение, чтобы его прояснить и уточнить, особенно в части целей и задач. Если заказчик имеет недостаточные навыки применения экспертизы, значительную роль в формулировании запроса играет сам эксперт. В связи с этим заказчику и эксперту целесообразно вести всю работу сообща, взаимно поддерживать доверительную атмосферу, без ограничений обмениваться информацией идеями, относящимися к готовящейся экспертизе.

В некоторых ситуациях целесообразно отправлять запрос нескольким экспертам или экспертным организациям, чтобы получить альтернативные предложения, которые будут различаться по своим методическим подходам и/или стоимости, то есть проводить неформальный тендер. Может показаться, что наилучший результат будет достигнут при привлечении к нему наибольшего возможного количества участников, однако практика показывает, что более продуктивно обращение за предложениями к двум-трем организациям. В последнем случае появляется возможность детального изучения и обсуждения всех предложений, в то время как массовое привлечение потенциальных экспертов, скорее всего, повлечет поверхностное рассмотрение различных вариантов. Заказ социологической экспертизы через жестко формализованные тендерные процедуры не рекомендуется, так как она представляет собой весьма сложную по своему составу услугу, стандартизировать требования к которой на этапе закупки практически невозможно. Очень важным является предоставление всем экспертам, которые участвуют в конкурсе, равные условий доступа к информации.

2. Согласование технического задания на проведение экспертизы

После того, как запрос на выполнение экспертизы получен, эксперт обязан подготовить организационно-коммерческое предложение, которое служит основой для формирования и согласования технического задания проекта.

Во время разработки предложения на выполнение экспертизы, требуется особенно тщательное продумывание и обсуждение ряда вопросов. Первое — применение какого исследовательского подхода будет оптимальным, для получения необходимой информации (к примеру, массового опроса или «кабинетного» исследования готовых статистических данных). Второе — какие требования будут предъявляться к результатам экспертизы (это могут быть, например, требования, установленные Роспатентом для экспертизы на общеизвестность товарных знаков). Третье — какие ресурсы могут быть затрачены на проведение экспертизы. Выработав ответ на эти вопросы (если необходимо — в процессе коммуникации с заказчиком), эксперт сможет приступить к подготовке предложения. Помимо очевидных пунктов (цена, сроки, метод), желательно, чтобы оно учитывало перечисленные ниже аспекты.

1. Если в исследовании принимают участие несколько целевых групп, то они могут отличаться между собой по юридическим, социальным, культурным и другим признакам. Такие различия могут оказать существенное влияние на планирование и проведение экспертизы для различных групп. Так как эти отличия могут оказать влияние на проведение работ, то и ответственность за их учет возлагается на исполнителя, который должен соответствующим образом проинформировать заказчика.
2. Генеральная совокупность каждой целевой группы, которые должны исследоваться, должна быть уточнена с учетом указанных юридических, социальных, культурных и других особенностей.
3. Способ формирования выборки должен быть оговорен для каждой целевой группы. Из-за того, что применительно к каждой группе могут использоваться различные источники данных, методы выборки могут оказаться неидентичными. Если требуется экстраполировать результаты экспертизы на всю совокупность групп, необходимо учитывать соответствующие статистические проблемы.
4. Исполнитель должен сообщать заказчику обо всей имеющейся у него и относящейся к экспертизе фактической информации относительно специфики средств индивидуализации, потребительских привычек, дистрибуции товаров и других аспектов, важных для экспертизы (в том случае, если эта информация не является интеллектуальной собственностью третьих лиц).
5. Стандарты представления результатов социологических исследований могут быть различными у разных категорий лиц, принимающих решения. Целесообразным будет учет практики тех органов, для которых предназначается экспертиза.
6. Стандарты представления экспертных заключений также могут различаться у разных исполнителей и заказчиков. В связи с этим в предложении, формально или неформально, желательно описывать формат документа, в котором будут отражены результаты социологической экспертизы.

После получения предложения заказчиком начинается процесс согласования деталей технического задания и организационных вопросов экспертизы, которые можно объединить в следующие основные темы:
a) цели и задачи экспертизы;
b) технические параметры экспертизы;
c) стоимость;
d) прочие положения, регулируемые договором.

Цели и задачи экспертизы

Все основные пункты данного раздела уже описывались выше. Коротко говоря, речь идет о необходимости достижения договоренности в следующих вопросах:
1) какую практическую проблему решает экспертиза?
2) на какие вопросы она отвечает?
3) каким образом получается этот ответ?

Технические параметры экспертизы

Не заказчики выражают желание детального ознакомления с дизайном исследования, лежащего в основе экспертизы, равно как не все заказчики обладают требуемой квалификацией. Однако и заказчик и исполнитель должны обеспечить как можно более полное согласование всех технических параметров экспертизы на том языке, который понятен для обеих сторон. Заказчик при этом берет на себя ответственность за юридическую составляющую технического задания (к которой относится, например, постановка вопросов), а исполнитель — за методическую и социологическую часть.

К основным вопросам, подлежащим рассмотрению, относятся следующие:

1) дизайн выборки;
2) перечень показателей, которые необходимо измерить в ходе проведения экспертизы (раскрывается через список анкетных вопросов);
3) методика сбора данных;
4) требования к анализу и формату заключений;
5) сроки экспертизы.

На практике заказчику не следует ожидать, что исходное предложение будет включать в себя абсолютно все детально оговоренные технические моменты — для исполнителя это будет неоправданным, по временным затратам. Но в случае если какие-либо детали не будут указываться в составе предложения, то при изъявлении желания заказчиком необходимо представление ему более подробного описания применяемого подхода, которое будет покрывать все пункты в контрольном листе до подтверждения им заказа на проект. Частичным исключением из данного правила являются ситуации, в которых определение всех деталей возможно только после проведения каких-то предварительных работ, к примеру, пилотного исследования. Однако до начала работы над экспертизой, рекомендуется просмотр контрольного листа с целью убедиться, что все без исключения важные аспекты были учтены и согласованы в письменном виде.

Стоимость

Очень важной является сверка того, что именно было внесено в расчетную стоимость, которая приведена в предложении, а что будет считаться дополнительными расходами. В некоторых случаях возникают дополнительные статьи, к примеру, закупка тестируемых товаров и их транспортировка, и необходимо заранее прояснить, какая из сторон оплачивает эти расходы.

Прочие положения, которые регулируются договором

Кроме договорных условий, которые уже перечислены, рекомендуется на начальной стадии сотрудничества согласовывать коммуникационные правила, предусматривающие ответ на вопросы о том, с кем из штатных сотрудников необходимо вести общение, какие каналы при этом использовать и вопросы какого уровня обсуждать.

В случае если сроки для предоставления экспертных заключений сжаты и строго фиксированы, требуется оговаривать предполагаемые последствия форс-мажора (например, сильных морозов в зимний период), а также затруднения при опросе трудно достижимой целевой группы. Подобные договоренности помогают заказчику заранее подготовиться к возможным мерам по преодолению кризисных ситуаций, а исполнителю — своевременно информировать заказчика о необходимости таких мер.

На исполнителе и заказчике лежит ответственность соблюдения конфиденциальности. Заказчик, знакомясь с условиями коммерческих предложений, методиками и принципами организации исследований конкретной организации, должен сохранять их в тайне, чтобы не нанести исполнителю непреднамеренного ущерба. Исполнитель, со своей стороны, берет те же обязательства перед заказчиком, более того, все предложения, включая и ценовые, предоставляет заказчику, соблюдая условия конфиденциальности, и не имеет права раскрывать их какой-либо другой стороне, за исключением юристов, консультантов и других специалистов, которые работают на заказчика по данному конкретному проекту.

В проектах, целью которых является социологическая экспертиза, все авторские права по отношению к используемым методикам, как правило, сохраняются на стороне исполнителя. Но исполнитель, если в договоре не предусмотрены иные условия, не имеет права опубликовывать имеющиеся результаты экспертизы без наличия на то согласия заказчика. Тем не менее, результаты экспертизы, как правило, предназначены для предоставления в официальные учреждения. После этого данные исследования обычно становятся публично доступны, например, в обнародованных решениях судов, и больше не могут рассматриваться как коммерческая тайна.

В договоре может содержаться положение, которое обязывает проводить исследование, руководствуясь конкретной методикой или стандартом качества, а также профессиональными кодексами и руководствами. Такое положение подчеркивает объективность и надежность экспертизы, основанные на соблюдении стандартов и правил как индустрии исследований, так и деловой практики в целом. Однако проблема заключается в том, что в настоящее время не существует всеобъемлющих документов, регламентирующих проведение социологической экспертизы. Поэтому ссылки на методические рекомендации, стандарты, кодексы и руководства должны быть максимально конкретизированы.

Все эти пункты должны быть так или иначе освещены в предложении на выполнение экспертизы, тем не менее, перед ее началом они должны быть согласованы заказчиком и исполнителем в максимально подробной форме для того, чтобы не допустить недопонимания. Исходя из этого, самым надежным будет согласование как можно большего количества деталей в письменном виде, например, по электронной почте.

Распространенной ошибкой заказчика является согласование технического задания устно в ходе переговоров или по телефону. Хотя оно и имеет свои плюсы (например, экономия времени в случае телефонного звонка), такое согласование несет в себе существенные риски, которые необходимо учитывать и, по возможности, минимизировать. Самый большой риск — это недопонимание между исполнителем и заказчиком, которое гораздо легче возникает в разговоре из-за ограниченного времени на обдумывание получаемой информации, невозможности ее точно зафиксировать (если только разговор не записывается, что пока является редкостью в практике социологической экспертизы) и чисто технических аспектов устной речи, таких как возможное слуховое искажение некоторых фраз, легкость отвлечения внимания и т.п. Кроме того, устная речь, как правило, отличается меньшей четкостью формулировок по сравнению с письменной. Второй по величине риск — отсутствие у обеих сторон возможности сослаться на информацию, полученную от своего контрагента, и свериться с ней. При устном согласовании технического задания и заказчик, и исполнитель имеют в своем распоряжении только собственные воспоминания о словах другой стороны. А воспоминания имеют свойство искажаться или вовсе исчезать. Поэтому со стороны, как заказчика, так и исполнителя желательна подготовка кратких протоколов всех разговоров, в которых согласовывалось техническое задание и организационные условия экспертизы. Обмен такими протоколами (или хотя бы односторонняя их отправка с последующим утверждением) практически снимает указанные риски устного обсуждения.

Риск возникновения недопонимания и упущений по важным вопросам, а также проведения малоэффективной экспертизы будет меньше, если уделять внимание всем аспектам, перечисленным выше, и детально рассматривать остальные, описываемые контрольным листом (см. Заключение).

3. Планирование результатов экспертизы

Немаловажным для большинства заказчиков вопросом является степень предсказуемости выводов экспертизы. Результаты опроса обычно становятся известны заказчику только после того, как все основные расходы понесены. И они могут быть не в пользу заказчика — таково естественное свойство объективного социологического исследования. Поэтому возможность планирования результатов экспертизы — одна из насущных проблем. Она тесно связана со степенью предсказуемости данных социологического опроса.

На сегодняшний день методология массовых опросов уже достаточно хорошо разработана, чтобы дать возможность специалистам работать с определенными закономерностями, хорошо проверенными эффектами и связями. Поэтому, при некоторых условиях, заказчик вполне может рассчитывать на надежный прогноз результатов социологической экспертизы до того, как оплатит ее. Во-первых, такой прогноз может быть основан на опыте экспертов, которые разбираются в тонкостях формулировки вопросов, знают, какие эффекты имеют те или иные изменения терминов, интонации и даже порядка слов. Этот опыт помогает сделать инструментарий исследования таким, чтобы он давал устойчивые и объективные результаты, соответствующие знанию заказчика о своем рынке. То же самое относится к выборке. Во-вторых, если экспертные оценки расходятся и опираться на них в прогнозе результата нельзя, часто остается возможность проведения пробного мини- опроса, который в практике социологов называется «пилотаж». Этот экспресс-опрос, как правило, проводится на 20-50 представителях целевой группы и представляет собой микро-модель полноценного исследования, то есть своеобразную «выборку из выборки». В него включаются вопросы в тех формулировках, в которых они могут дать максимально разбросанные (наилучшие и наихудшие) результаты. Благодаря чему, по результатам пилотажа можно с большой долей уверенности предсказать интервал, в который попадут результаты полноценного опроса. Тем самым — определить, целесообразна ли вообще социологическая экспертиза, то есть включить ее прогнозируемые результаты в процесс планирования.

Заключение. Контрольный лист для планирования экспертизы

Резюмируя сказанное о процессе планирования социологической экспертизы, мы бы хотели предложить для ее заказчиков практический инструмент, позволяющий отследить соблюдение всех наиболее важных деталей через сопоставление своих действий с пунктами контрольного списка. При его использовании требуется учитывать три главных аспекта:
а) порядок пунктов контрольного листа не обязательно отражает порядок работ по планированию социологической экспертизы;
б) эффективно использовать контрольный лист возможно только в условиях наличия четких и согласованных целей экспертизы и максимально открытого обмена информацией между заказчиком и исполнителем;
в) перечисленные вопросы могут применяться не ко всем видам социологической экспертизы, они сориентированы, в основном, на исследования методом массовых опросов.

Итак, прежде чем начинать практическую реализацию проекта по проведению социологической экспертизы, заказчику целесообразно убедиться в том, что он знает ответы на следующий список вопросов:
1) какова целевая группа исследования (в практике социологической экспертизы средств индивидуализации она, как правило, описывается как потребители товаров и услуг определенных классов МКТУ);
2) какой метод формирования выборки предполагается использовать;
3) каковы процедуры отбора представителей целевой группы (наиболее часто для этого используются отборочные вопросы в начале анкеты);
4) каков планируемый объем выборки;
5) существуют ли риски получения недостаточной выборки, и если да, то насколько они велики (этот вопрос актуален в случае исследования редкой или труднодоступной целевой группы);
6) каково географическое размещение выборки;
7) какие методы опроса используются;
8) предоставлены ли экспертам все необходимые для исследования материалы, образцы, документы и т.п.;
9) если используются уже готовые данные, то каковы их источники;
10) если перед началом основного исследования использовался пилотный опрос, то каковы его результаты;
11) каков порядок согласования и утверждения анкеты и материалов тестирования заказчиком;
12) в каком формате предоставляется экспертное заключение;
13) сопровождается ли экспертное заключение дополнительными услугами по презентации, например, присутствием эксперта на заседаниях по делу;
14) если в исследовании планируется использовать открытые вопросы, то каков порядок их последующего кодирования;
15) могут ли понадобиться в исследовании дополнительные типы анализа или обработки данных, и если да, то входят ли они в стоимость;
16) какова рекомендуемая дата окончания согласования инструментария;
17) какова ожидаемая дата получения черновика заключения;
18) какова ожидаемая дата получения официально оформленного заключения;
19) необходимо ли будет заказчику встречаться с исполнителем в ходе экспертизы, чтобы обсудить какие-либо вопросы, и если да — то в какие сроки;
20) необходим ли будет перевод каких-либо документов (например, свидетельств о международной регистрации товарных знаков);
21) какова полная стоимость проекта;
22) возможно ли появление в ходе проекта дополнительных расходов, каков их возможный размер, и кто их будет нести;
23) какие скидки потенциально возможны на текущий или на следующие проекты;
24) каков порядок расчетов;
25) каковы условия возникновения прав интеллектуальной собственности на результаты экспертизы;
26) кто из сотрудников исполнителя будет назначен для работы с проектом или проектами заказчика;
27) располагает ли исполнитель каким-либо собственными методиками экспертизы, если да, то насколько эти методики признаны органами, для которых предназначается экспертиза.

Литература и источники

1. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 3691/06.

2. Bayer A., Holden J., Lennon L. & Swaine K. The value and treatment of survey evidence in different jurisdictions // Trademark Reporter. 2010, №6.

3. Berger J. T. & Halligan R. M. Trademark surveys. New-York: Oxford University Press, 2012.

4. URL: http://www.789.ru/projects/pricetables.html

Оригинал статьи: Батыков И.В. Планирование социологической экспертизы средств индивидуализации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 3 (46)

См. Планирование социологической экспертизы.

Чтобы получить подробную информацию о социологической экспертизе средств индивидуализации или заказать исследование,
позвоните по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).