8-800-500-97-95

Защита товарного знака: основные способы

С повышением популярности ваш бренд может привлечь внимание недобросовестных конкурентов и стать источником их дохода. Чтобы этого не произошло, необходимо принять меры по защите интеллектуальной собственности. Тогда вы не только сохраните средства, но и репутацию, клиентов, рыночную нишу.

Если вы хотите выяснить, требуется ли защита вашему товарному знаку, упаковке или другому средству индивидуализации, воспользуйтесь бесплатными услугами Лаборатории социологической экспертизы.

Защита товарного знака (бренда) обычно требуется, если вы столкнулись со следующими нарушениями прав: производство и распространение контрафактной продукции; использование сходных до степени смешения товарных знаков или доменных имен; попытка совершения сделки или оказания услуги с использованием похожего знака (в том числе незарегистрированного). Существует две основных стратегии охраны интеллектуальной собственности.

Регистрация обозначения

Ее принято считать превентивной мерой. Уполномоченный орган выдает правообладателю Свидетельство на товарный знак, что подтверждает право и является решающим доказательством в споре или в суде.

Свидетельство дает собственнику преимущество над знаками, у которых нет регистрации или она была осуществлена позже. Этот факт стоит учитывать владельцам коммерческих обозначений, потому что у них есть права ровно до тех пор, пока конкуренты не получат свидетельство на схожий товарный знак. И тогда суд будет на стороне правообладателей, даже если коммерческое обозначение использовалось многие годы до регистрации оспариваемого однородного товарного знака.

Следует обратить внимание, что в случае общеизвестных товарных знаков – привилегированной категории – действует иная система правовой защиты. Охраноспособность распространяется не только на однородные товары и услуги, но и на любые объекты интеллектуальной собственности, если на них нанесена схожая маркировка, которая ассоциируется у потребителей с товарным знаком, признанным общеизвестным.

Права обладателя товарного знака на этом этапе могут быть ненамеренно нарушены регистрационными органами. Действия по защите товарного знака следующие:
— при обнаружении заявки на сходный товарный знак необходимо написать письмо-возражение в отдел экспертизы заявок на товарные знаки ФГБУ ФИПС;
— при обнаружении уже зарегистрированных сходных товарных знаков следует составить заявление против регистрации в Палату по патентным спорам.

Правовая охрана

Она необходима в случае, если было зафиксировано незаконное применение средств индивидуализации на товарах, упоминание обозначения при выполнении работ или оказании услуг, использование в сети Интернет и т.д. Наиболее часто встречающийся факт нарушения – это реализация контрафактного товара или использование маркировки, сходной до степени смешения. Действующее законодательство предусматривает несколько вариантов реализации защиты товарного знака в этом случае: судебное разбирательство (гражданско-правовое или уголовное) или административное вмешательство (осуществляемое Палатой по патентным спорам, антимонопольными и таможенными органами).

Чтобы реализовать имеющееся право, собственнику товарного знака придется предпринять несколько шагов, чтобы доказать обоснованность своих требований:
1) Выявить контрафактный товар (или товар, использующий сходный до степени смешения товарный знак) в торговой точке.
2) Уведомить юристов.
3) Провести предварительный анализ сходства упаковки с самим наименованием и его визуально-графическим оформлением (дизайном).
4) Приобрести несколько образцов товара, в случае если сходство кажется однозначным.
5) Собрать доказательства и документы:
— чек на покупку контрафактного или сходного товара, сертификат, адрес производителя и продавца, фотография прилавка и самого товара;
— заключение независимых экспертов (дизайнеров) о сходстве;
— результаты социологического опроса потребителей.
6) Отправить уведомление-претензию производителю и продавцу.
7) Подать заявление в государственный орган (суд, ФАС, МВД).

При подаче заявления стоит учитывать важный нюанс — кому предъявлять требования (действия описаны в ст.1252 ГК РФ):
1) о признании права — к лицу, которое отрицает или иным образом не признает права собственника;
2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, — к лицу, совершающему такие действия;
3) о возмещении убытков — к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности без заключения соглашения с правообладателем;
4) об изъятии материального носителя — к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю или недобросовестному приобретателю;
5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя — к нарушителю исключительного права.

Согласно статьи 1515 Части четвертой ГК РФ, в случае удачного исхода судебного процесса правообладатель может не только требовать изъятия из оборота и уничтожения поддельной продукции, но и возмещения убытков или выплаты компенсации в размере до 5 млн. руб. или двукратной стоимости права использования товарного знака или самого товара, на котором был незаконно размещен товарный знак. А в статье 180 УК РФ указывается на уголовное наказание, предусматривающее штраф размером до 300 тыс. руб., арест или лишение свободы на срок до 5 лет.

Консультационную помощь в написании статьи оказал Антон Владимирович Друщиц, руководитель департамента по защите интеллектуальной собственности компании «PepsiCo» в России и СНГ.

Если вы хотите больше узнать о социологических исследованиях или воспользоваться бесплатными услугами,
можете связаться с нами по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).