В случае, если товарный знак не используется, его правовая охрана может быть прекращена по заявлению. Какие аргументы принимает Суд по интеллектуальным правам при рассмотрении таких дел? Одним из доказательств могут служить результаты социологических исследований, проверить возможность их использования вы можете с помощью наших бесплатных услуг.
Досрочное прекращение правовой охраны обозначения возможно, если товарный знак не использовался непрерывно в течение трех лет. Применением товарного знака признаются следующие случаи:
1) непосредственное использование правообладателем в коммерческом обороте;
2) предоставление лицензии на использование товарного знака третьим лицам;
3) осуществление контроля над использованием товарного знака.
Правообладатель должен представить документы, что использование товарного знака было связано с введением товара в гражданский оборот. По мнению экспертов, сюда относятся: использование обозначения в рекламе, на официальных бланках, вывесках, выставках и т.д. Также возможность сохранения правовой охраны знака возможна в случае, если правообладатель предоставит доказательств о существовании независящих от него обстоятельств, не позволивших использовать товарный знак (к их числу, правда, не относится нахождение на стадии банкротства).
Риск столкнуться с подобной ситуацией велик: санкции, незаконный арест счетов, недобропорядочные действия лицензиата или конкурента – могут привести к досрочному прекращению охраны объекта интеллектуальной собственности. Поэтому правообладателю необходимо вести документооборот с момента выхода товара на рынок. К числу доказательств относятся:
— бухгалтерская документация;
— маркетинговые и рекламные материалы (в том числе счета об оплате маркетинговых и рекламных услуг, подтверждение участия в выставках и ярмарках, публикации);
— лицензионное соглашение или договор коммерческой концессии, зарегистрированные в Роспатенте.
Еще одним важным документом, удостоверяющим использование товарного знака, служит заключение по результатам социологического исследования. Как было сказано выше, доказательством служат действия, ставшие известными потребителям товара. Опрос покупателей позволяет установить, в течение какого времени они знают товарный знак, как давно и благодаря каким источникам они сталкивались с обозначением, с каким производителем оно у них ассоциируется.
Социологическая экспертиза использования товарного знака может быть полезна не только правообладателю, но и заинтересованному в досрочном прекращении правовой охраны лицу. В таком случае результаты опроса общественного мнения могут предоставить информацию о том, знаком ли потребителям товарный знак, когда последний раз они с ним сталкиваются, ассоциируют ли они его с каким-либо производителем и т.д. Самыми показательными делами, касающимися доказательства использования товарного знака, можно назвать следующие: аннулирование товарного знака «Силотерм», комбинированного товарного знака в виде изображения автомата со словесным обозначением «АК-47» и товарного знака «СЕРЕБРЯНАЯ АКВА-ДОН».
Проведением социологической экспертизы может заниматься только независимая организация, специализирующаяся на социологических исследованиях и имеющая опыт сбора доказательств для суда. Лаборатория социологической экспертизы Института социологии РАН представляет государственную научную организацию, чьи экспертизы соответствуют требованиям Роспатента и Суда по интеллектуальным правам. С практикой применения социологических исследований в качестве доказательств в судах вы можете познакомиться здесь, запросить через форму «Задать вопрос» или по телефону.
Чтобы получить подробную информацию об экспертизе или заказать исследование,
позвоните по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).
См. также разделы «Определение приоритета введения в оборот», «Недобросовестная конкуренция», «Обоснование размера компенсации правообладателей», «Ст. 1252 ГК РФ, ч. 6,7».