АНО «Центр развития экономической этики и правовых отношений» совместно с Лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН по результатам проведенного творческого конкурса отобрал лучшие работы для публикации. (Публикация осуществляется на условиях анонимности, орфография и пунктуация авторов сохранена)
В современном мире существует большое количество однородных товаров. По этой причине ценность товарного знака, как средства индивидуализации, нельзя недооценить. Согласно отчетам Роспатента, количество действующих товарных знаков в период с 2010 года по 2014 год увеличилось с 35178 до 42298 обозначений, и несложно предположить, что правообладателям обозначений всё труднее конкурировать на рынке. На сегодняшний день существует несколько правовых способов, с помощью которых законный обладатель зарегистрированного товарного знака может получить значительное конкурентное преимущество на рынке с высоким количеством однородных товаров. Стоит сразу отметить, что для получения преимущества с помощью юридических методов, товарный знак должен быть зарегистрирован и оставаться в силе.
Прежде чем попытаться изложить свое видение механизма защиты товарного знака от возможных атак со стороны конкурентов, мы считаем важным сказать несколько слов о предпосылках и целесообразности появления этого гражданско-правового института.
Изучение целого ряда теоретических источников по вопросам истории интеллектуальной собственности, дает нам основание утверждать, что правовое регулирование товарных знаков начало складываться во второй половине XIX века в странах Европы. Именно в этот период стало развиваться массовое производство товаров и европейские предприниматели начали воспринимать товарный знак как предмет интеллектуальной собственности, понимая, что зарегистрированный товарный знак способен не только обезопасить их как правообладателей, но и принести значительную прибыль.
В случае нарушений со стороны конкурентов исключительных прав на товарный знак, который представляет собой средство индивидуализации товаров, используемое в предпринимательской деятельности, правообладатели могут прибегнуть к гражданско-правовым, административно-правовым и уголовно-правовым мерам защиты.
Тем не менее, в определенных ситуациях зарегистрированные товарные знаки могут быть использованы или вытеснены конкурентами на вполне законных основаниях. Причем границы такого поведения конкурентов достаточно определены в рамках гражданского законодательства. Однако поистине действенных способов, которыми мог бы воспользоваться конкурент, на мой взгляд, не так много, т.к. в большинстве своем исключительное право на товарный знак подлежит правовой охране, и потому для государства важны устойчивые и стабильные экономические отношения, развитие конкуренции и предпринимательства и т.д.
Товарный знак – это не столько формальное обозначение товара (услуги) или компании производителя, сколько лицо предприятия. Зачастую именно наличие определенного товарного знака предопределяет покупку. С товарной маркой у покупателя ассоциируются место происхождения товара, его качество и полезные свойства. Хорошо зарекомендовавший себя товар под определенной торговой маркой быстро становится брендом, бестселлером продаж.
При этом не все предприятия уделяют должное внимание защите товарного знака. Поэтому проверка наличия регистрации прав на товарный знак за конкурентом — тот первый шаг, который необходимо сделать. Можно воспользоваться специализированными сервисами в интернете или обратиться за помощью к профильному юристу. Если соответствующих прав за конкурирующей фирмой не зарегистрировано, то это значительно упрощает вытеснение товарного знака с рынка. Существует несколько вариантов развития событий.
Актуальность представленной тематики не подлежит сомнению, так как развитие экономических (торгово-рыночных) отношений выражается как в становлении уровня возможностей для участников предпринимательской деятельности, так и в возникновении ряда проблем, связанных с регулированием и защитой прав в процессе данной деятельности.
На сегодняшний день, в соответствии с данными, представленными сайтом суда по интеллектуальным правам, можно сделать вывод о том, что завершенных делс 2014 по 2015 год, рассматриваемых в отношении споров, возникающих с целью защитить товарный знак, насчитывают 815631. Кроме того, насчитывается 37 757 незавершенных решений, в отношении защиты товарного знака. Указанная статистика приводит к мысли о том, что стандартные способы и средства защиты права не всегда помогают должным образом на практике восстановить и защитить права правообладателя.
Без адекватной защиты правообладатель становится уязвимым и в условиях конкуренции быстро лишается тех экономических преимуществ, которые соответствуют его правам. Такое утверждение соответствует и ситуации с товарными знаками – если правообладатель не будет иметь адекватных способов защиты, он не сможет коммерчески успешно воспользоваться принадлежащими ему правами на зарегистрированное обозначение. При этом возможность правовой защиты какого-то актива, используемого в предпринимательской деятельности зависит не только от закрепленных в законодательстве норм, но и от действий обладателя права, который должен предпринимать разумные действия для защиты своего имущества. В рамках данного эссе мы опишем основные действия, которые доступны обладателю товарного знака и помогут достичь цель – избежать или минимизировать атаки со стороны конкурентов.
В условиях развития рыночных отношений весьма актуальной является проблема использования средств индивидуализации. Одним из таких средств является товарный знак, под которым в соответствии со ст. ст. 1477 и 1478 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует понимать обозначение, предназначенное для индивидуализации товаров юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Некоторые продавцы нередко для продвижения своего товара на рынке и завлечения покупателей незаконно используют товарные знаки конкурентов. В такой ситуации владелец товарного знака может нести убытки как от снижения количества продаж своей продукции, так и от полного отказа потребителей от его товаров ввиду частого неудовлетворительного качества контрафактной продукции, которую реализует недобросовестный продавец, незаконно использующий такое обозначение.
В связи с развитием на территории Российской Федерации рыночной экономики, предлагаемая к рассуждению тема обладает высокой степенью актуальности. Это обусловлено тем, что неотъемлемой частью рыночной системы экономики является конкуренция, определяемая толковым словарем Ожегова как соперничество; борьба за достижение больших выгод, преимуществ. В рассматриваемой сфере такая борьба ведется между хозяйствующими субъектами, занимающимися схожей деятельностью. Для того, чтобы не затеряться среди конкурентов и получить расположение потребителей, которое способствует достижению цели любой предпринимательской деятельности – получения прибыли, хозяйствующим субъектам необходимо выделить свою фирму среди других. Именно это является одной из целей закрепления в гражданском законодательстве целого ряда средств индивидуализации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе и товарного знака, защита которого является предметом исследования в настоящей работе.