8-800-500-97-95

Пороговые значения сходства товарных знаков для установления наличия или отсутствия степени смешения

Одна из наиболее сложных задач социологической экспертизы интеллектуальной собственности — определение пороговых значений показателей, измеряемых в опросах потребителей, свидетельствующих в пользу наличия или отсутствия сходства до степени смешения. Ее трудность заключается, в первую очередь, в том, что никакая доля отдельных индикаторов сходства сама по себе не может быть установлена в качестве достаточно высокой для вывода о сходстве до степени смешения. Всегда и во всех исследованиях потребителей присутствует некоторое количество респондентов, которые будут называть сходными заведомо различные обозначения, будут утверждать, что они перепутают эти различные обозначения, и даже будут путать их на карточках. Эти потребители, которые образуют «естественный фон» сходства, могут быть просто невнимательны, безразличны, или иметь любую другую особенность, заставляющую их путать заведомо отличающиеся обозначения.

Чтобы выяснить, чем социологическая экспертиза поможет в вашем случае, предлагаем воспользоваться бесплатными услугами. Также вы можете узнать больше о социологическом исследовании на сходство до степени смешения.

Соответственно, один из подходов к определению порогового значения сходства может состоять в том, чтобы определить уровень «естественного фона» сходства до степени смешения, и, прибавив к нему ошибку выборки, получить тот уровень, который статистически значимо выше естественного. Если значение опросного показателя смешения превышает «естественный фон» больше, чем на ошибку выборки, значит имеет место воздействие сходства обозначений на потребителя. Наиболее надежный способ установления «естественного фона» — это накопление и систематизация статистических данных. Однако для того, чтобы она стала возможной, необходимо предварительное определение основных параметров сбора и представления информации, которые тесно связаны с факторами, влияющими на сходство до степени смешения.

Исходя из общих соображений, можно утверждать, что «естественный фон» смешения будет различаться в группах обозначений, используемых для товаров массового повседневного спроса (продукты питания, бытовая химия и т.п.), длительного пользования (электроника и бытовая техника) и дорогостоящих товаров и услуг (автомобили, туристические путевки и т.п.). Кроме того, «естественный фон» может меняться, в зависимости от того, насколько известны обозначения, тестируемые на сходство до степени смешения, а также от того, какого они вида — словесные, комбинированные, либо изобразительные.

Для того чтобы определить, каким образом указанные факторы влияют на фоновые уровни смешения, нами было проведено специальное исследование. На выборке в 300 человек — потребителей различных категорий товаров и услуг из 5 городов России — был проведен формализованный опрос. Для 36 различных пар товарных знаков, заведомо несходных до степени смешения, задавался следующий вопрос: «Можете ли Вы приобрести товар под этим обозначением [демонстрировался первый товарный знак из пары] по ошибке, думая, что приобретаете товар под этим обозначением [демонстрировался второй товарный знак из пары]?» Комбинации пар были подобраны таким образом, чтобы в них относительно равномерно варьировались уровни интересовавших нас факторов: товарная категория (использовалось два уровня: товары массового повседневного спроса и длительного пользования), вид товарного знака (словесные, изобразительные и комбинированные), а также уровень известности товарного знака (принадлежащие и не принадлежащие к известным брендам).

Усредненная по всем 36 парам доля респондентов, признавших, что они могут перепутать товары при покупке, составила 11%. Это, на данный момент, единственная существующая общая оценка базового уровня «естественного фона» смешения. И, необходимо заметить, она, в целом, достаточно хорошо вписывается в сложившуюся практику использования социологических исследований в принятии решений о сходстве до степени смешения. Но это обобщенный показатель, а в конкретных условиях, как было отмечено выше, он может достаточно сильно варьироваться под воздействием ситуативных факторов.

Для оценки влияния выделенных факторов, каждый из них был представлен в виде дихотомической переменной (фиксировавшей наличие или отсутствие фактора в каждой паре товарных знаков), после чего к процентному показателю смешения нами был применен непараметрический статистический критерий Манна-Уитни. Таким
образом, нам удалось определить, какие из теоретически значимых факторов оказывают реальное воздействие на оценки респондентов. Процентные значения фонового смешения, соответствующие факторам, а также уровень значимости различий по критерию Манна-Уитни приведены в таблице 1. Она показывает, что на фоновый уровень смешения, по крайней мере, по использованному индикатору, не повлияло принятое нами разбиение на категории товаров, а также вхождение в сравниваемые пары словесных товарных знаков и товарных знаков, не обладающих известностью. Это означает, что, в принципе, не все теоретические факторы необходимо использовать в качестве параметров сбора и представления данных о фоновом смешении.

Таблица 1. Влияние различных факторов на фоновое смешение
ФакторыФоновый уровень, в %*Значимость различий
Категория товаров
Массового повседневного спроса10>0,05, различия не значимы
Длительного пользования12
Вид товарного знака: словесный
Словесный товарный знак участвует12>0,05, различия не значимы
Словесный товарный знак не участвует10
Вид товарного знака: комбинированный
Комбинированный товарный знак участвует9<0,05, различия значимы
Комбинированный товарный знак не участвует14
Вид товарного знака: изобразительный
Изобразительный товарный знак участвует14<0,05, различия значимы
Изобразительный товарный знак не участвует8
Уровень известности знака: высокий
Известный товарный знак участвует10<0,05, различия значимы
Известный товарный знак не участвует15
Уровень известности знака: низкий
Неизвестный товарный знак участвует12>0,05, различия не значимы
Неизвестный товарный знак не участвует9
*Среднее ячеек в большинстве случаев не равняется общему среднему в 11%, так как в категории попадало неравное количество пар.

Обнадеживающим результатом является не очень высокая вариативность фонового уровня в зависимости от факторов. Он нигде не опускается ниже 8% и не поднимается выше 15%, что позволяет надеяться на построение достаточно надежной и простой системы индикаторов и пороговых значений сходства до степени смешения в будущем, на основе более широкомасштабных исследований.

Оригинал статьи: Батыков, И. Пороговые значения сходства товарных знаков для установления наличия или отсутствия степени смешения. // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Интеллектуальная собственность: взгляд в будущее», приуроченной к 45-летию ФГБОУ ВПО РГАИС. М., 2014. С. 33-36.

См. Пороговые значения.

Чтобы получить подробную информацию о социологической экспертизе средств индивидуализации или заказать исследование,
позвоните по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).