8-800-500-97-95

Социологический опрос

 

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Социологический опрос – метод изучения мнений населения, потребителей и специалистов, который активно используется в разрешении гражданских и административных споров. Например, еще в 2000 году Госстроем РФ были приняты «Методические рекомендации по разработке порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений». Эти рекомендации, в том числе, описывают порядок проведения социологических опросов для принятия решений по градостроительству. ГОСТ Р 53574-2009 «Оценка раздражающего действия шума посредством социологических и социально-акустических обследований» устанавливает правила, по которым должно измеряться влияние таких объектов как аэропорты, железные дороги и автострады.

Для защиты интеллектуальной собственности социологические исследования стали интенсивно применяться на основании Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, которые рекомендовали использовать результаты опросов в качестве доказательства знакомства потребителей с торговой маркой (пункт 2.2. Правил). В судебную практику опросы потребителей вошли особенно прочно после Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 3691/06, в котором решение о сходстве до степени смешения было обосновано, в том числе, ссылкой на данные социологов.

В зависимости от задач экспертизы, нашей лабораторией используются следующие основные виды опросов.
Описательные – проводятся по представительным выборкам, позволяющим делать выводы в целом о потребителях товаров или услуг определенного вида. Типичный образец описательных опросов – определение уровня известности товарных знаков.
Аналитические – представляют собой углубленный вид социологического анализа, требующий не только представительных выборок, но и применения специальных моделей, позволяющих установить факты, которые не поддаются прямому наблюдению. Например, ответить на вопрос о том, какая компенсация добросовестному правообладателю была бы соразмерной его потерям, понесенным в результате присутствия на рынке обозначений, сходных до степени смешения с его товарным знаком.
Мониторинговые – регулярно повторяющиеся по стандартизированной выборке и со стандартизированным инструментарием представительные опросы. Мониторинг, проводимый нашей лабораторией, позволяет заказчикам существенно сэкономить, а также приобрести уже готовые данные . Поскольку результаты мониторинговых опросов содержат надежную информацию о мнении потребителей по состоянию в прошлом, они могут быть особенно полезны для доказательства ретроспективной общеизвестности, приобретения обозначением различительной способности в результате интенсивного использования, и определении приоритета введения обозначения в оборот.
Пилотажные – позволяют проверить, насколько хорошо работают анкетные вопросы, и какую информацию они позволяют получить, не используя дорогостоящую представительную выборку. Проведение пилотажного исследования проходит по упрощенной программе для проверки выдвинутых заказчиком предположений, охватывает небольшое количество анкетируемых (50-100 человек) и позволяет оперативно собрать данные. На основе его результатов легче принять решение о необходимости дальнейшего исследования на представительной совокупности потребителей.

Примеры использования опросов:
Общеизвестность: дела о признании общеизвестными в России товарных знаков NIKON, VOGUE, «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ».
Сходство до степени смешения: сохранение права на товарный знак «Как коровка языком слизала» вследствие отсутствия сходства.
Недобросовестная конкуренция: спор о дизайне пресервов с участием крупных производителей «Раптика» и «Русское море».
Различительная способность: отмена запрета на регистрацию товарного знака «ИФ» или подтверждение наличия различительной способности обозначения «Раффаэлло».
Соответствие рекламы законодательству: «Нестле Россия» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с претензией к рекламе детского питания Hipp.

Проведение социологических исследований может быть полезно в других случаях, не описанных здесь. Также Лаборатория социологической экспертизы предлагает бесплатные услуги.

Для получения подробной информации об организации и проведении социологических исследований или для заказа социологического исследования
вы можете связаться с нами по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел)
или по электронной почте info@socexpertiza.ru с темой письма «заказать социологическое исследование».