8-800-500-97-95

SOCIOLOGICAL SURVEY

A sociological survey is a method of studying the opinion of the public, consumers and professionals. It is actively used to resolve civil and administrative disputes. For example, since as early as 2000, the Federal Service for Construction and Housing Policy (Gosstroy) has in place the “Guidelines for developing the procedure whereby the public may participate in discussions and decision-making regarding housing development and land use in cities and other settlements”. Those guidelines describe among other things the procedure for opinion surveys for urban planning decision-making. The GOST R 53574-2009 Standard “Evaluation of the irritating effect of noise through social and acoustic surveys” establishes the rules for measuring the effect of such facilities as airports, railroads and highways.

ДSociological surveys are actively used for intellectual property protection. The Rules for recognizing a trademark as publicly known in the Russian Federation recommends using survey results as proof of consumers’ awareness of a trademark (section 2.2. of the Rules). Surveys became especially popular in courtrooms after the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation adopted Resolution No. 3691/06 on 18 July 2006 where the decision to recognize the existence of confusing similarity was based among other things on sociological data.

Depending on the objective of research, our laboratory uses the following kinds of surveys.
Descriptive surveys are conducted on representative samples allowing making general conclusions concerning the consumers of specific products or services. One typical example of a descriptive survey is the measurement of the trademark notoriety level.
Analytical surveys providing more deep sociological analyses requiring not only representative samples, but also the use of special models allowing to access facts that cannot be directly observed. For example, answering such questions as what compensation payable to the owner would be adequate to losses incurred because of confusingly similarity to the owner’s trademark.
Monitoring surveys are regularly repeated representative surveys using standard samples and tools. Our Monitoring, allows our customers to obtain significant savings and purchase readymade data. Since the results of monitoring surveys contain reliable information about consumers’ opinion at a certain point in the past, they can help proving retrospectively the well-known status, of a designation or that a designation has acquired a distinctiveness as a result of active use and when determining the priority regarding the first use of a designation.
Pilot surveys helps to find out how efficient survey questions are and what information they are able to obtain, without using the expensive representative sample. A pilot survey is conducted using a simplified scheme to verify the assumptions made by the customer. It involves a small number of subjects (50-100 persons) and allows the prompt collection of data. Based on the result of such survey, it is easier to decide whether further research is necessary.

Examples of survey use:
Well-known status: Case for recognition of NIKON, VOGUE, “BABKINY SEMECHKI”.
Confusing similarity: retention of rights to the «Kak korovka yazykom slizala» due to there being no similarity.
Unfair competition: preserve design dispute involving two large producers “Raptika” and “Russkoe more”.
Distinctiveness: revocation of prohibition to register the «IF» trademark or confirmation of the distinctiveness of the «Raffaello».
Advertising compliance with laws: Nestle Russia filed a complaint against Hipp baby food advertising with the Federal Antimonopoly Service.

Sociological surveys may be useful for other purposes. The Sociology Expert Laboratory also offers free services.

For detailed information on how sociological surveys are set up and conducted or to order a sociological survey, please call (Tel.) 8-800-500-97-95 or enquire by email to: info@socexpertiza.ru (with “order for a sociological survey” in the subject).

8-800-500-97-95

Социологический опрос

Социологический опрос – метод изучения мнений населения, потребителей и специалистов, который активно используется в разрешении гражданских и административных споров. Например, еще в 2000 году Госстроем РФ были приняты «Методические рекомендации по разработке порядка участия граждан в обсуждении и принятии решений по вопросам застройки и использования территорий городов и иных поселений». Эти рекомендации, в том числе, описывают порядок проведения социологических опросов для принятия решений по градостроительству. ГОСТ Р 53574-2009 «Оценка раздражающего действия шума посредством социологических и социально-акустических обследований» устанавливает правила, по которым должно измеряться влияние таких объектов как аэропорты, железные дороги и автострады.

Для защиты интеллектуальной собственности социологические исследования стали интенсивно применяться на основании Правил признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации, которые рекомендовали использовать результаты опросов в качестве доказательства знакомства потребителей с торговой маркой (пункт 2.2. Правил). В судебную практику опросы потребителей вошли особенно прочно после Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2006 г. № 3691/06, в котором решение о сходстве до степени смешения было обосновано, в том числе, ссылкой на данные социологов.

В зависимости от задач экспертизы, нашей лабораторией используются следующие основные виды опросов.
Описательные – проводятся по представительным выборкам, позволяющим делать выводы в целом о потребителях товаров или услуг определенного вида. Типичный образец описательных опросов – определение уровня известности товарных знаков.
Аналитические – представляют собой углубленный вид социологического анализа, требующий не только представительных выборок, но и применения специальных моделей, позволяющих установить факты, которые не поддаются прямому наблюдению. Например, ответить на вопрос о том, какая компенсация добросовестному правообладателю была бы соразмерной его потерям, понесенным в результате присутствия на рынке обозначений, сходных до степени смешения с его товарным знаком.
Мониторинговые – регулярно повторяющиеся по стандартизированной выборке и со стандартизированным инструментарием представительные опросы. Мониторинг, проводимый нашей лабораторией, позволяет заказчикам существенно сэкономить, а также приобрести уже готовые данные . Поскольку результаты мониторинговых опросов содержат надежную информацию о мнении потребителей по состоянию в прошлом, они могут быть особенно полезны для доказательства ретроспективной общеизвестности, приобретения обозначением различительной способности в результате интенсивного использования, и определении приоритета введения обозначения в оборот.
Пилотажные – позволяют проверить, насколько хорошо работают анкетные вопросы, и какую информацию они позволяют получить, не используя дорогостоящую представительную выборку. Проведение пилотажного исследования проходит по упрощенной программе для проверки выдвинутых заказчиком предположений, охватывает небольшое количество анкетируемых (50-100 человек) и позволяет оперативно собрать данные. На основе его результатов легче принять решение о необходимости дальнейшего исследования на представительной совокупности потребителей.

Примеры использования опросов:
Общеизвестность: дела о признании общеизвестными в России товарных знаков NIKON, VOGUE, «БАБКИНЫ СЕМЕЧКИ».
Сходство до степени смешения: сохранение права на товарный знак «Как коровка языком слизала» вследствие отсутствия сходства.
Недобросовестная конкуренция: спор о дизайне пресервов с участием крупных производителей «Раптика» и «Русское море».
Различительная способность: отмена запрета на регистрацию товарного знака «ИФ» или подтверждение наличия различительной способности обозначения «Раффаэлло».
Соответствие рекламы законодательству: «Нестле Россия» обратилось в Федеральную антимонопольную службу с претензией к рекламе детского питания Hipp.

Проведение социологических исследований может быть полезно в других случаях, не описанных здесь. Также Лаборатория социологической экспертизы предлагает бесплатные услуги.

Для получения подробной информации об организации и проведении социологических исследований или для заказа социологического исследования
вы можете связаться с нами по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел)
или по электронной почте info@socexpertiza.ru с темой письма «заказать социологическое исследование».