8-800-500-97-95

Эссе 4

Как защитить свой товарный знак от возможных атак со стороны конкурентов

Товарный знак – это не столько формальное обозначение товара (услуги) или компании производителя, сколько лицо предприятия. Зачастую именно наличие определенного товарного знака предопределяет покупку. С товарной маркой у покупателя ассоциируются место происхождения товара, его качество и полезные свойства. Хорошо зарекомендовавший себя товар под определенной торговой маркой быстро становится брендом, бестселлером продаж.

При этом не все предприятия уделяют должное внимание защите товарного знака. Поэтому проверка наличия регистрации прав на товарный знак за конкурентом — тот первый шаг, который необходимо сделать. Можно воспользоваться специализированными сервисами в интернете или обратиться за помощью к профильному юристу. Если соответствующих прав за конкурирующей фирмой не зарегистрировано, то это значительно упрощает вытеснение товарного знака с рынка. Существует несколько вариантов развития событий.

Первый – сложный, но наиболее действенный. В случае успеха товарный знак конкурента можно будет оставить за собой. Для реализации плана требуется найти создателя логотипа или графического обозначения, используемого для обозначения продукции конкурента. Между компанией конкурентом и разработчиком должен быть заключен договор с отметкой об отчуждении исключительных прав на созданное произведение (в соответствии со ст. 1234 ГК РФ). В ситуации, когда переход исключительных прав закреплен подписанным договором и есть соответствующий акт приема-передачи, за автором сохраняется только право авторства. Разработчик передал предприятию-конкуренту исключительные права на объект интеллектуальной деятельности (например, логотип). За ним остается право на авторство, и при искажении информации об авторстве разработчик вправе подать иск на возмещение морального вреда. Это обстоятельство тоже может быть использовано для вытеснения товара конкурента с рынка. К тому же может выясниться факт неисполнения заказчиком обязательств по оплате проделанной работы в полном объеме (что возможно). Такой ход можно применить в отношении конкурента, подавшего заявку на регистрацию товарного знака. Это дает выигрыш времени для оформления прав на аналогичный товарный знак. У Роспатента есть повод для отказа в государственной регистрации прав конкурента. При повторной заявке поводом для отказа будет служить тождественность товарных знаков. Причем правообладатель уже зарегистрированного товарного знака вправе ходатайствовать в Роспатенте об отмене регистрации прав на товарный знак, ссылаясь на тождественность со своим.

Если в договоре между разработчиком и фирмой-конкурентом нет соответствующего упоминания, то автор совершенно не связан обязательствами по отношению к заказчику. В соответствии со статьей 1229 ГК РФ автор имеет исключительное право распоряжение объектом интеллектуальной собственности. То есть он может передать исключительное право на изображение, используемое в товарном знаке, компании-конкурента. Для фиксации факта передачи сторонам нужно подписать акт приема-передачи результатов интеллектуальной деятельности. Если речь о логотипе в электронной форме, то для снижения риска возникновения претензий целесообразно зарегистрировать передаваемый экземпляр объекта авторских прав в каких-либо специализированных сервисах (например, COPYTRUST). В акте приема передачи фиксируется номер свидетельства или хэш-код. Договор и акт приема-передачи исключительных прав следует заверить нотариально. Шаг второй — зарегистрировать соответствующий товарный знак в Роспатенте. Шаг третий – подача исковых требований к компании-конкуренту. Цель вынесение судом решения о запрете использования вашего товарного знака, компенсации за понесенный ущерб, а также снятие с продажи продукции под соответствующей маркировкой. Доказательством для суда может являться независимая экспертиза, подтверждающая факт сходства товарных знаков до степени смешения. Размер компенсации за незаконное использование товарного знака определяют с учетом размера ущерба, нанесенного его владельцу. Суд вправе снизить сумму выплаты, удовлетворив иск частично. К тому же за автором остается право ограничить использование объекта интеллектуальной деятельности на его использование в коммерческой деятельности (подпункт 1 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ)

Путь второй – более легкий. Необходимо провести проверку наличия регистрации товарного знака на конкурента и подать заявку на регистрацию собственного товарного знака. Важно, чтобы товарное обозначение конкурента было сходным до степени смешения с вашим товарным знаком. Через некоторое время после регистрации товарного знака можно обратиться к конкуренту с претензией. Прав на защиту товарного знака у конкурирующей компании нет. Если в течение 30 календарных дней будет получен отказ либо претензия будет проигнорирована, то вы вправе обратиться в Суд по интеллектуальным правам. Исковые требования могут выражаться в запрете использования товарного знака, изъятии из продажи товара с соответствующей маркировкой, вплоть до закрытия производства конкурента, а также возмещение вреда от использования вашего товарного знака. Для усиления воздействия на конкурента можно привлечь правоохранительные органы. Вся продукция, произведенная под товарным знаком без разрешения на то правообладателя, считается контрафактной. Например, можно привлечь конкурента к административной ответственности по статье 14.10 КоАП РФ за незаконное использование товарного знака. Вся продукция будет конфискована.
Если товарный знак зарегистрирован по 1 или нескольким классам МКТУ на предприятие-конкурента, то ситуация несколько сложнее. Но варианты есть. Путь первый – добиться по суду признания прав на товарный знак не действительными, либо вынудить конкурента пойти на мировую. Для достижения положительного результата необходимо предоставить суду доказательства неиспользования товарного знака конкурентом в течение длительного времени (ст.1486 ГК РФ). Все зависит от того, насколько конкурент готов бороться за свое право. Ярчайший пример – правовая война PepsiCo против ООО «Мясопродукт» (г. Рыбинск, Ярославская область) за бренд «От всей души». Суд по интеллектуальным правам встал на сторону PepsiCo и прекратил правовую охрану товарного знака «От всей души». Здесь также должен быть соблюден порядок досудебного урегулирования спора – сначала претензия, затем обращение в суд.

Путь третий – регистрация нескольких товарных знаков по смежным классам МКТУ с одновременным приобретением соответствующих прав на ранее зарегистрированный товарный знак по любому классу МКТУ. Главное условие – приобретаемый товарный знак должен быть зарегистрирован раньше, чем товарный знак конкурента. Выявив факты введения потребителя продукции в заблуждение (ст. 1512, ст.1513 ГК РФ), вы можете подать соответствующий иск о признании регистрации товарного знака конкурента недействительной. Вместе с тем конкурирующая компания может привлечь к делу ФАС (ч. 2 ст. 14 закона «О защите конкуренции»). Поэтому при подаче иска ссылаться лучше не на введение потребителя в заблуждение, а на длительное неиспользование конкурентом товарного знака и приоритет регистрации одного из ваших товарных знаков. Необходимо подать заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака по МКТУ конкурента. Для определения приоритетности товарного знака важно наличие производства всех видов продукции, в том числе под тем знаком, который зарегистрирован раньше.

Путь четвертый состоит в применении метода множественных исков от региональных различных производителей и торговых фирм. Судебная перспектива таких дел туманна, добиться запрета на использование товарного знака конкурентом практически невозможно. Вместе с тем каждое заседание местного суда будет отнимать у руководства конкурирующей компании время и ресурсы. В отдаленных регионах можно добиться введения временных ограничительных мер в отношении товарного знака ответчика в суде первой инстанции. Конкуренты, конечно, оспорят решение и добьются снятия ограничений, но за это время их продукция потеряет позиции на рынке. Вернуть их будет достаточно сложно. К тому же к длительной судебной войне из успешных предприятий мало кто готов. Поэтому такой путь может дать нужные результаты, однако потребует существенных материальных затрат.

Выбор метода конкурентной войны определяется индивидуально, для достижения наилучшего результата, возможно их комбинирование.