8-800-500-97-95

Неявные преимущества регистрации общеизвестного товарного знака

 

В статье приводятся результаты статистического анализа судебных решений по спорам, затрагивающим зарегистрированные общеизвестные товарные знаки. Показано, что официальная регистрация этого статуса повышает вероятность выигрыша на 10%. Дано объяснение обнаруженного эффекта и практические рекомендации правообладателям широко известных товарных знаков.

Чтобы выяснить перспективы регистрации товарного знака как общеизвестного, вы можете обратиться к нам для проведения бесплатной проверки уровня известности товарного знака.

Ст. 1508 ГК РФ устанавливает два весомых преимущества, предоставляемых зарегистрированным Роспатентом общеизвестным товарным знакам: бессрочную правовую охрану и распространение защиты на товары, неоднородные с теми, в отношении которых знак признан общеизвестным, если использование другим лицом этого товарного знака в отношении указанных товаров будет ассоциироваться у потребителей с обладателем исключительного права на общеизвестный товарный знак. На первый взгляд, может показаться, что эти преимущества просто эксплицируют права, подразумеваемые самим понятием «общеизвестный товарный знак». И поскольку наличие или отсутствие общеизвестности может быть установлено как объективный факт, официальная регистрация мало что дает правообладателю.

Действительно, как отмечает В.В.Орлова, еще до наделения Роспатента соответствующими функциями регистрации, суды в целях реализации положений Парижской конвенции могли принимать заявления о признании общеизвестности товарного знака и выносить соответствующие решения . Такая возможность практически бессрочна, и защита, которую суд может предоставить правообладателям, естественно, распространяется на неоднородные товары, если того требует соблюдение законных прав. Неудивительно, что во многих странах именно суды являются инстанциями, определяющими наличие или отсутствие общеизвестности, и никаких специальных реестров не ведется .

Но помимо реализации явной составляющей прав, подразумеваемой понятием «общеизвестный товарный знак», официальная регистрация этого статуса может приводить и к некоторым неочевидным, на первый взгляд, последствиям. Формально товарные знаки, зарегистрированные и незарегистрированные как общеизвестные, должны быть равны перед судом, который может устанавливать факты на основе различных доказательств, включающих не только документы Роспатента, но и, например, сведения о положении на рынке, упоминания в средствах массовой информации, рекламе и т.п. Однако в реальности регистрация товарного знака в качестве общеизвестного создает существенную асимметрию в направлениях и способах доказательства. Владелец широко известного товарного знака, который не внесен в соответствующий реестр Роспатента, вынужден доказывать статус общеизвестности в случае возникновения споров. Если же знак внесен в реестр, то в задачу правообладателя входит только опровержение доводов об отсутствии общеизвестности. Вторая задача оказывается гораздо проще, следовательно, она решается успешно с большей вероятностью.

Исходя из асимметрии необходимых аргументов в спорах, в которые вовлечены широко известные товарные знаки, может быть сформулирована следующая гипотеза. Официальная регистрация товарного знака как общеизвестного при прочих равных условиях повышает вероятность выигрыша в суде. Для проверки этой гипотезы лабораторией социологической экспертизы Института социологии РАН был проведен статистический анализ базы данных решений арбитражных судов . Было выделено две группы товарных знаков: зарегистрированные в качестве общеизвестных и широко известные потребителям, принадлежащие крупным компаниям, но не зарегистрированные в качестве общеизвестных.

Список из 124 общеизвестных товарных знаков был получен в открытом реестре Роспатента . Еще 124 широко известных товарных знака были отобраны на основе данных опросов потребителей и анализа рынка, проводимых лабораторией социологической экспертизы. Сбор документов осуществлялся с помощью полнотекстового поиска в базе данных решений арбитражных судов по номеру и словесному элементу товарных знаков среди дел о защите объектов интеллектуальной собственности (включая регистрацию товарных знаков, компенсацию ущерба от их незаконного использования, запрет подобного использования и т.п.) В анализ включались только итоговые на момент поиска решения: если дело дошло, например, до стадии кассации, результаты его рассмотрения в предыдущих инстанциях не учитывались. Всего было собрано 379 документов — число, достаточное для статистического анализа.

Первый и основной вопрос, который интересовал нас в исследовании, — вероятность выигрыша споров по официально общеизвестным и фактически широко известным товарным знакам. Для первой категории доля выигранных в арбитраже споров составила 78%, в то время как для второй — только 68% (статистическая достоверность этих различий составляет 96%). Иными словами, регистрация товарного знака как общеизвестного повышает вероятность выигрыша в суде на 10% по сравнению с фактически общеизвестными товарными знаками. Таким образом, высказанная гипотеза подтверждается, и включение в реестр Роспатента влечет за собой существенное преимущество.

Интерес представляет также сравнение судебных перспектив товарных знаков, зарегистрированных как общеизвестные, и любых других товарных знаков (безотносительно уровня их известности). Чтобы его осуществить, мы собрали 135 судебных решений, в которых, с одной стороны, имелся официально зарегистрированный общеизвестный товарный знак, а с другой — просто зарегистрированный товарный знак или обозначение, заявленное к регистрации. В этом случае вероятность выигрыша общеизвестного товарного знака составляет 66% против 34% для не общеизвестной стороны. Число решений, вынесенных в пользу общеизвестных знаков, не просто почти вдвое больше числа решений, вынесенных в пользу не общеизвестных. Качественный анализ этих решений показывает, что в случае победы не общеизвестного товарного знака его владелец, как правило, добивается лишь сохранения регистрации своего обозначения или избегает выплаты компенсации, в то время как при победе общеизвестного товарного знака правообладатель зачастую устраняет конкурента посредством прекращения охраны его обозначения или получает денежную компенсацию.

Эффекты регистрации общеизвестности, очевидно, не остаются незамеченными многими юристами крупных компаний, так как существует явный дисбаланс в исках правообладателей общеизвестных товарных знаков и к таким правообладателям. В нашем исследовании сначала были отобраны все дела, в которых фигурировали товарные знаки, признанные общеизвестными. Затем из этих дел были отобраны те, в которых общеизвестные товарные знаки противопоставлялись фактически общеизвестным обозначениям. В итоге осталось всего 25 арбитражных дел, но 20 из них представляли иски владельцев официально общеизвестных к владельцам фактически общеизвестных товарных знаков, и только 5 — наоборот. Таким образом, баланс исков составляет 4:1 в пользу общеизвестных товарных знаков.

В некоторых ситуациях, таких как рестайлинг, ребрендинг, слияние или поглощение компаний, описанные неявные преимущества регистрации общеизвестных товарных знаков становятся критически важными. Примером может служить замена в 1995 г. широко известного в России бренда электроники и бытовой техники «GoldStar» на «LG» (что расшифровывается как «Lucky-Goldstar», однако оно не зарегистрировано в качестве самостоятельного товарного знака). Товарный знак «GoldStar» не был зарегистрирован правообладателем как общеизвестный ни в 1998 г., ни позднее и в результате не получил бессрочной правовой охраны. В то же время прекращение его широкого использования создало предпосылки для аннулирования регистрации, которое и было осуществлено Роспатентом, с последующим предоставлением прав на обозначение «GoldStar» другому производителю электроники и бытовой техники. Таким образом, в настоящий момент под этим товарным знаком продают в России свою продукцию конкуренты компании «LG».

Более дальновидные решения были приняты такими крупными российскими компаниями, как «МТС», «Вимм-Билль-Данн» и «Сбербанк», которые сопровождали изменение фирменного стиля регистрацией элементов, ставших привычными для потребителей, в качестве общеизвестных товарных знаков. Благодаря этому их старые логотипы, несмотря на прекращение использования, оказались достаточно надежно защищены от повторения ситуации с «GoldStar».

Подводя итог, можно предложить следующие рекомендации правообладателям. Официальная регистрация фактически общеизвестного товарного знака в соответствующем реестре Роспатента может быть целесообразной уже в силу того, что она бессрочна, а значит, снижает риски и издержки, связанные с регулярным продлением прав. Если товарный знак активно вовлекается в споры о защите интеллектуальных прав или меняется режим его использования (в результате смены фирменного стиля, слияния и поглощения компаний и т.п.), официальная регистрация общеизвестности оказывается исключительно полезной.

Литература и источники

1. Орлова В.В. Общеизвестные товарные знаки в России сегодня и в перспективе//Патенты и лицензии. 2001. № 9. С. 2.
2. Lackert W.C., Perry M.C. Protecting well-known and famous marks: a global per-spective//IP value 2008: Building and enforcing intellectual property value. An interna-tional guide for the boardroom. London: Globe white page, 2008. P. 63–66.
3. http://ras.arbitr.ru/
4. http://www1.fips.ru/wps/portal/Registers/

Оригинал статьи: Батыков И.В. Неявные преимущества регистрации общеизвестного товарного знака // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2014. №3. С. 32-36.

Ресурс: http://patents-and-licences.webzone.ru/issue/3_14.html#slovo

Чтобы получить подробную информацию о социологической экспертизе средств индивидуализации или заказать исследование,
позвоните по телефонам:
8-800-500-97-95
8-495-662-97-95 (экспертный отдел).